понедельник, 4 февраля 2013 г.

Задание А5 или скучаю по вас


Выполнение задания А5 в ЕГЭ по русскому языку состоит а том, что дается предложение с грамматической ошибкой, и эту ошибку нужно найти, т.е. в одном из предложений есть слово, в неправильной форме и  в этом же предложении есть слово, с которым оно соотнесено.Надо проверить  соответствие обоих слов.

 Само задание звучит так:

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
2) «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
3) М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
4) Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

Что нужно запомнить:

1.Причастный оборот не согласовывается с определяемым словом.
Рассмотрим пример:
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч.Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

подробно о причастном обороте читаем здесь



2.Не согласуется, если главное предложение находится внутри придаточного.
Для проверки:убрать придаточное.
Рассмотрим на примере:
  • Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто.Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п.
Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч.
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:



3.Запомнить такие словосочетания, как:
Заплатить за проезд, но оплатить проезд

4.В названии произведений:

Употребление имен собственных в предложении.

Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:
1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

5.Составное глагольное сказуемое

Образование форм глагола.

Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты:
  • Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:

!!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!

  • В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь:
  • Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.).
6.Тафтология – «Масло маслянное». 
Нежели, чем – тафтология 

7.Не согласуются производные предлоги.
Если вдруг забыли, то читаем и запоминаем!
      Производные предлоги образовались путем перехода в них различных частей речи: а) наречий —идти впереди колонны, жить напротив парка; б) существительных — переговорить насчет отпуска, нечто вроде конуса; в) глаголов (деепричастий) — благодаря помощи коллег, спустя некоторое время.
      В роли предлогов могут выступать сочетания слов, состоящие из предлога и существительного или наречия, например: отсутствовать в связи с болезнью, в отличие от многих, согласно распоряжению, вдоль по берегу. 
Правописание производных предлогов
СлитноРаздельноЧерез дефис
Несмотря на(погоду)
Невзирая на (лица)
Вместо (друга)
Вроде (тебя)
Вследствие (аварии)
Навстречу (гостям)
Наподобие 
(шара)

Насчет (изложения)
Сверх (ожидания)
Ввиду (отъезда)
(но: иметь в виду)
В течение (года)
В заключение (доклада)
В продолжение (часа)
В отличие 
(от других)

В виде (полукруга)
В связи (с трудностями)
За счет (своего времени)
В целях (получения прибыли)
В силу (сложностей)
В отношении (отъезда)
Под видом 
(услуги)

В соответствии (с законом)
Из-за (дождей)
Из-под (земли)
По-над (речкой)

Написать о предлогах вдохновила О.В.Загоровская 

8.Нельзя использовать две степени сравнения одновременно.

Вспомним!!!!
Очень часто в задании А 5 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:

!!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!

Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:


Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.

9.Количественное числительное – склоняется каждое слово.

Вспомним:
  • У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
  • При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
  • Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
  • При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе(двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
  • Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).

Порядковое числительное – склоняется только последнее.
И ещё о числительных:
Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях:
  • С существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).

  • С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названиядетёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).

!!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).

  • С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающиминазвания парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
  • Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

    Вдохновил сайт
Лексические ошибки

1. Употребление паронимов(слов, сходных по звучанию, но различных по смыслу)
Пример: Он безропотно переносил все тяжести жизни.(Надо тяготы жизни)

2. Употребление лишних слов(плеоназм).
Пример: Базаров несколько резковат.
(Слово «несколько» определяет степень признака, которая выражена в слове «резковат» с суффиксом -оват).

3. Сочетание слов, в которых значение одного слова дублирует значение второго.
Пример: Темный мрак, приближались все ближе, помнили и не забывали, брань и ругательства.

4. Ошибки в употреблении фразеологизмов.
Пример: От малого до великого (надо – от мала до велика), откладвыать в длинный ящик (надо долгий).

5.Ошибки в употреблении падежных окончаний.
Пример: Шофера(надо – шоферы), нет время (надо – нет времени).

6. Ошибки в образовании форм прилагательных.
Пример: Самая наилучшая (надо – самая лучшая, или просто наилучшая), наиболее важнейшая (Надо важнейшая или самая важная).

7. Ошибки в употреблении местоимений.
Пример: ихняя (надо -их), к ему в дом (к нему), у скольки человек (у скольких).

8. Ошибки при склонении числительных. Количетвенные изменяются все, порядковые – последнее слово.
Пример: Нет двухсот пятидесяти шести рублей, но в тысяча девятьсот пятьдесят третьем.


Собирательные числительные: двое, трое, четверо, пятеро и,т,д, согласуются с существительными мужского рода (двое друзей), с сущ. м.+ ж.р. (их было двое, мужчина и женщина)

9. Ошибки в употреблении форм глагола.
Пример: Игрались в лесу (играли), смотрели кино и думаем о дискотеке (думали).

10. Ошибки согласования в числе.
Пример: Крестьянство выступали (выступало), меньшинство следили (следило).

11. ОДнородные сказуемые требуют различных форм управляемого слова.
Пример: Он хотел вникнуть и познать все тайны Вселенной. (Вникнуть все тайны?).

12. Ошибки в приложениях.
Пример: В романе «Войне и мире» (в романе «Война и мир», в «Войне и мире»)

13.Ошибки в причастном обороте.
Пример: По дорогам, ведущих к селу (каким? – ведущим).

14. Ошибки в с/п предложениях.
Пример: Все, кто пришел в музей, знал об Островском. (Все зналИ)



Комментариев нет:

Отправить комментарий