воскресенье, 20 декабря 2015 г.

Сочинение-рассуждение для ГВЭ

Очень часто возникают трудности при подготовке к сочинению-рассуждению у детей с ОВЗ и ОВР.
Думаю, что следующие материалы помогут всем хорошо подготовиться к экзамену.

Виды формулировки тем: 
1.Тема-понятие — это такая формулировка, в которой не содержится прямого указания на идею рассуждения; автор определяет её сам; например, «Образ Онегина» 
2.Тема-вопрос— такая формулировка тоже не выражает идеи, но указывает прямой путь к ней; например, «Почему, с Вашей точки зрения, сегодня так остро стоят вопросы экологии?»» 3.Тема-суждение— в такой формулировке уже выражена идея рассуждения, например, «Онегин — лишний человек».
 Тема-суждение - самая лёгкая: она предлагает готовую идею сочинения. Самостоятельность и оригинальность пишущего могут проявиться только в подборе аргументов для обоснования этой идеи и в расположении материала.
 Тема-вопрос предполагает большую степень самостоятельности пишущего: он сам определяет идею рассуждения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно , у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы для обоснования её. 
Тема-понятие даёт самый большой простор для самостоятельности: автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам разрешает её, то есть формулирует основную идею сочинения. Что такое рассуждение и как его построить 1.Рассуждение — тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. 

Строение текста-рассуждения. 
В таком тексте обычно выделяются 3 части: 
1)тезис; 
2)доказательство, то есть аргументы;
 3)вывод.
 3.Тезис — это высказанная мысль, то есть выдвинутое в тексте суждение, которое обосновывается в процессе аргументации. Тезис отвечает на вопрос: Какая мысль обосновывается?
 4.Аргументы и доводы — это исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.
 5.Аргументы должны быть убедительными. 

Образцы комплекта тем сочинений для обучающихся 9-го класса представляют собой темы-вопросы или темы-суждения. 
Вот пример одного из образцов комплекта тем сочинений: 1 . «Книги делают человека лучше...» (И.А. Гончаров) 2. «Жалок тот , кто живёт без идеала» (И.С. Тургенев) 3.Размышление о человеческом счастье и различиях в его понимании. 4.Какие нравственные вопросы ставит М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени»? Первые три темы свободные, четвёртая - на литературную тему. В случае выбора одной из первых трёх тем сочинения обучающиеся могут аргументировать свою позицию с опорой как на содержание художественных произведений, так и на свой жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.) В случае выбора четвёртой темы сочинения следует опираться на художественное произведение, формулировать свою точку зрения.

 Образец построения сочинения-суждения.
 Обратимся к конкретному примеру. Одна из тем сочинения-суждения сформулирована так: «Книги делают человека лучше...»(И.А.Гончаров). Во вступлении к сочинению нужно показать своё понимание высказывания известного русского писателя И.А.Гончарова, обратив внимание на ключевые слова темы «книги», «делают лучше ». Высказать своё мнение, определив круг вопросов по данной теме.(Согласиться или не согласиться с суждением писателя.) Например: «Всякая ли книга способствует тому, чтобы человек стал лучше?» ; «Что значит «стать лучше?»; «Какие нравственные качества книга может воспитать в читателе?», «Какова роль художественной литературы в становлении личности?» 
Вступление. 
В высказывании русского писателя И.А. Гончарова говорится о роли книги в становлении человека. Я полностью согласна с этим утверждением. Действительно, читая хорошие книги, человек становится лучше. 
Книги — это не только учебники, справочники, энциклопедии, которые несут нам свет знания. Учебниками жизни являются и книги с художественными произведениями. Сопереживание и осмысление прочитанного , несомненно, влияют на наш внутренний мир. (Образец аргументов в пользу чтения). Великую роль книг в становлении личности можно показать на примере автобиографической повести М. Горького «Мои университеты». Главный герой повести Алёша Пешков считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, остаться человеком среди «неумного племени» семейства Кашириных. Для Алёши книга оказалась силой, поднявшей его над невежеством и неумением. Впоследствии в статье «О книге» А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Книга научила героя повести поверить в мечту о прекрасной, осмысленной жизни, смело идти к намеченной цели. Читая книги М.Горького, и сам делаешься сильнее, веришь в лучшее, становишься добрее, человечнее. Другим важным аргументом в пользу чтения является нравственная ценность художественной литературы. Действительно, уже с раннего детства, слушая в чтении матери сказки Андерсена, Пушкина ,Чуковского мы впитываем в себя великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. Не потому ли в нашей современной жизни так много жестокости, что мы перестали читать, а значит — разучились сочувствовать, сострадать. Душе человеческой нужна духовная пища, иначе она зачерствеет, ожесточится. Вывод. Таким образом, раздумывая над высказыванием И.А.Гончарова, мы можем сделать вывод , что большая часть художественной литературы посвящена человеку, а потому помогает понять , что представляет собой каждый из нас, что мы должны ценить в жизни, в друзьях… Хорошая книга поможет нам найти своё место среди людей, поможет сделать свой нравственный выбор в пользу добра. Примечание: объём сочинения на выбранную тему - от 150 слов(7вид). Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. 
Источник: http://school1-555.ucoz.ru/load/audiozapisi_izlozhenij_gia/metodicheskie_rekomendacii/sochinenie_rassuzhdenie_v_formate_gveh_v_9_klasse_konsultacija/14-1
-0-139

Комментариев нет:

Отправить комментарий