вторник, 24 мая 2011 г.

Текст № 4 по Фазилю Искандеру



(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

      З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.
(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.
(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.
(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!
(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в стapыx крепостях.
(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.
(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!
(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.
(По Ф. Искандеру)
В тексте Ф.Искандера ставится проблема отношения к предкам, родному дому. 
Идея (позиция) писателя выражена открыто (пр. 6-8). По его мнению, связь с родными корнями защищает человека, делает его неуязвимым для многих бед в жизни: "Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе". 

Эта тема в силу своей значимости постоянно затрагивается в литературе, поэтому вступлением к сочинению по данному тексту может быть цитата. Например:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам -

Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера Дедушкин дом".

Конечно, к цитатам нужно относиться осторожно. Они должны содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на его проблему и позицию автора (идею). Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий