Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.
Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т. д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.
Языковое средство
|
Определение
|
Пример
|
Анафора (единоначатие)
|
Повторение слов или словосочетаний в начале предложения
|
Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое.
Руки опускаются от постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма . Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки».
Вот от чего опускаются руки!
( Р.Рождественский)
|
Антитеза (противопоставления)
|
Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста
|
Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа –литература дома и литература бездомья.
Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии .
Безумный безудержный ритм Достоевского- и мощный замедленный ритм Толстого. Какдинамична Цветаева и как статична Ахматова ! ( Ф. Искандер)
|
Вопросно-ответная форма изложения
|
Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником ,привлекает его к обсуждению важных вопросов ,заставляет задуматься над ними.
|
Многие считают ,что бороться с проявлениями фашизма- дело правоохранительных органов.
Ну а мы-то сами? Пешки, что ли ? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится -это задача нас всех.
|
Гипербола
|
Художественное преувеличение.
|
Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко).
|
Градация
|
Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.
|
Вед и правда :что толкусмелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.(Л.Пантелеев)
|
Гротеск
|
Художественное преувеличение до невероятного, фантастического.
|
Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди.(В.Солоухин)
|
Инверсия
|
Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия –перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке ,чем это установлено грамматическими правилами).
|
Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные , на деревни дальние, на деревни ближние.( М.Неверов)
Ослепительно-яркоевырвалось из печи пламя(Н.Гладков)
Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин)
|
Ирония
|
Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.
|
Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О,огромный выбор цветов!Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет перевального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов)
|
Композиционный стык
|
Повторение в начале нового предложения слова из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
|
Мы шли к этой славедолгие годы. Долгие годынаш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь , ради которой погибли миллионы.
|
Контекстные (или контекстуальные)
анонимы
|
Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются анонимами только в исходном тексте.
|
Комплекс неполноценности способен загубитьчеловеческую душу. А может возвысить до небес. Нечто подобное творится с атомной энергией. Ею можно обогреть весь земной шар. А можно расколотьего на тысячу частей.(С.Довлатов)
|
Контекстные (или контекстуальные) синонимы
|
Была, правда, старая настольная лампа, купленная в коммисионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний ,поэтому ничем не дорогая(Д.Гранин)
То было ведение…
Предо мною появилисьдва ангела..два гения.
Я говрю: ангелы..гении -потому что у обоих на нажженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого взымались сильные длинные крылья.( И.Тургенев)
| |
Лексический повтор
|
Повторение в тексте одного и того же слова .
|
- Эти люди – ваширодственники?
-Да, - сказал он .
- Все эти люди – родственники?
-Безусловно, - сказал он .
-Люди всего мира ? Всех национальностей?Люди всех эпох? ( С. Довлатов )
|
Литота
|
Художественное приуменьшение.
|
Мы со своими амбициями – меньше муравьев лесных .( В . Астафьев)
|
Метафора ( в том числе развернутая )
|
Перенесение на предмет или явление какого – либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора – это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом
|
Добрых людей на свете было , есть и , надеюсь , будет всегда больше , чем плохих и злых , иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы , ………опрокинулся и затонул .
Она очищается , душа – то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь )
|
Метонимия
|
Перенос значение ( переименование ) на основе смежности явлений .
|
Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) ТраурныйМоцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. ( Н . Гоголь ).
|
Однородные члены предложения
|
Синтаксическое средство выразительности , позволяющее а)подчеркнуть различные качества чего-либо
Б)увидеть динамику действия
В) в деталях увидеть , услышать , понять что –либо .
|
Пением органа наполнены своды собора . С неба . сверху . плывет то рокот , то гром , то нежныйголос влюбленных , тозов весталок . то рулады рожка , то звукиклавесина , тоговор перекатного ручья ….
Зал полон людьми ,старыми и молодыми , русскими и нерусскими , злыми и добрыми , прочными и светлыми , усталыми и восторженными , всякими .
Если суждено намумереть , сгореть , исчезнуть , то пусть сейчас , пусть в эту минуту , за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба . ( В. Астафьев )
|
Оксюморон
|
Соединение в образе или явлении несовместимых понятий .
|
Сладостные мученияиспытал он , изгнанник , вернувшись в Россию .Тревожно- радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне. ( Н. Кривцов)
|
Окказионализмы
|
Индивидуально- авторские неологизмы.
|
Как бы нам самим следить, чтобы наши правда не поширялись за счет прав других .(А. Солженицын )
|
Олицетворение(персонификация)
|
Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
|
Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин)
|
Парцелляция
|
Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.
|
Жил в Германии хрупкий болезнетворный юноша.Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Его звали Моцарт. (С.Довлатов)
|
Перифраза
|
Описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова.
|
Особое место занимало у него в словаре слово «золото».
Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть-«черное золото».Хлопок-«белое золото». Газ -« голубое золото». (В.Войнович)
|
Риторический вопрос
|
Выражение утверждения в вопросительной форме.
|
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев)
|
Риторическое восклицание
|
Выражение утверждения в восклицательной форме.
|
Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
|
Риторическое обращение
|
Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.
|
Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович)
И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин)
|
Сарказм
|
Едкая ирония.
|
И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками,собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский)
|
Сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)
|
Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:
1) с помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что , как будто и т.п.
|
Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…
|
2) С помощью словпохожий на ,похож на, подобен, напоминает , Схож с…
|
И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.
| |
3)Родительным падежом существительного.
|
Лак на скрипке был цвета крови.
| |
4)Творительным падежом существительного.
|
Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была настолько бешеным взлетом к невозможному, быть может, запретному…
| |
5)Сравнительный оборот.
|
Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и ,как тонкая ледяная струйка воды,заливало спокойный огонь творчества.
| |
6)Отрицанием (т.е не сопоставлением , а противопоставлением одного предмета или явления другому).
|
Не скрипка- душамузыканта звучала в этой тоскующей мелодии.
| |
7)Придаточным сравнительным.
|
Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких миннезингеров
(автор всех примеров- Н.Гумилев)
| |
Синтаксический параллелизм
|
Одинаковое(параллельное )построение нескольких рядом расположенных предложений абзацев.
|
Что такое канцелярит?
Это-вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит застойность, неподвижность.
Это-нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже –родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.
Это-вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.( Н.Гоголь)
|
Эпитет
|
Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство.
|
Есть только мояприсмерительная, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезамитихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача окровавом, преступно сложенном пути унесут люд в сердце музыкугения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев)
|
Эпифора
|
Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.
|
Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского –мы знаем.Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем.
|